Муниципальная программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края на 2022-2030 годы»

Версия для печати
Дата документа: 
12.07.2021

УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Смоляниновского городского поселения
от «__» 2021 г. №

 

Введение

Социальная инфраструктура – система необходимых для жизнеобеспечения человека объектов, коммуникаций, а также предприятий, учреждений и организаций, оказывающих социальные и коммунально-бытовые услуги населению, органов управления и кадров, деятельность которых направлена на удовлетворение общественных потребностей граждан, соответствующих установленным показателям качества жизни. Социальная инфраструктура объединяет жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, торговлю и общественное питание, бытовые услуги. Целесообразное разделение функций управления между органами власти различных уровней определяется главным критерием функционирования социальной сферы – улучшением условий жизни населения. Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих и социальную инфраструктуру, их доступность – важное условие повышения уровня и качества жизни населения страны. На муниципальном уровне услуги социальной сферы доводятся непосредственно до потребителя.
На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации создаются условия для их реализации. На федеральном уровне определяются роль и приоритеты федеральной власти в обеспечении жильем и услугами всех отраслей. Воплощением их должны стать федеральная концепция развития отраслей социальной сферы и гарантируемые государством минимальные социальные стандарты, реализуемые на уровне муниципальных образований как часть стратегии комплексного развития территории. Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества – достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

-создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

-эффективное использование трудовых ресурсов;

-обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

-улучшение и сохранение физического здоровья населения;

-рациональное использование свободного времени гражданами. Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полноценное и всестороннее развитие личности человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей. Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостоянии и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. К ним относится прежде всего решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников, как базы увеличения производительности труда и роста объема товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения. Основные функции инфраструктуры муниципального образования заключаются в:

- обеспечении и удовлетворении инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований;

- обеспечении инфраструктурной целостности муниципального образования. Решающее значение для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов имеет система государственных минимальных социальных стандартов, которая служит нормативной базой и инструментом для расчета бюджетной потребности и оценки фактического исполнения бюджетов различных уровней. Характеристика социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной потребности. Основные составляющие характеристики – численность работающих, обучающихся, воспитанников, обслуживаемых, занимаемая площадь и уровень ее благоустройства. Характеристики формируются в разрезе отраслей, типов и видов учреждений отрасли, в разрезе территорий региона. Прогнозирование развития социальной инфраструктуры опирается на анализ демографической ситуации на территории, процессов рождаемости и смертности, миграции населения, анализ структуры населения, поскольку основная цель социальной инфраструктуры – это удовлетворение потребностей населения. Программой установлен перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры муниципального образования, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования, планом мероприятий по реализации стратегии социально-кономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, Программа является прогнозно-плановым документом, во- первых, формулирующим и увязывающим по срокам, финансовым, трудовым, материальным и прочим ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, во-вторых, формирующим плановую основу взаимодействия членов местного сообщества, обеспечивающего и реализацию стратегических приоритетов, и текущее сбалансированное функционирование экономического и социального секторов муниципального образования.

Паспорт программы

 

НаименованиеПрограмма комплексного развития социальной инфраструктуры Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края на 2022-2030 годы
Основание для разработки Программы1. Градостроительный кодекс Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 3. Постановление Правительства РФ от 01 октября 2015 года №1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»; 4. Распоряжение от 19.10.1999 года №1683-р «Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры»; 5. СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; 6. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 года №1063-р «О Социальных нормативах и нормах».
Заказчик и разработчик программыАдминистрация Смоляниновского городского поселения
Цели и Задачи Программы- безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа; – доступность объектов социальной инфраструктуры муниципального образования для населения в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа; – сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры; – достижение расчетного уровня обеспеченности населения муниципального образования услугами в соответствии с нормативами градостроительного проектирования; – эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.
Целевые индикаторы и показателиРазвитие сети объектов социальной инфраструктуры городского поселения с увеличением мощностей: – дошкольные образовательные организации – до 300 мест; – общеобразовательные организации – до 750 учащихся; – учреждения здравоохранения; – Физкультурно-спортивные сооружения – до 18 ед; – учреждения культуры клубного типа – до 400 мест.
Сроки и этапы реализации ПрограммыМероприятия Программы охватывают период 2022 – 2027годы и на перспективу до 2030 года. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, рассчитаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) – без разбивки по годам.
Объемы и источники финансового обеспечения ПрограммыОбщий объем финансирования Программы составляет в 2022 – 2030 годах – _ тыс. рублей за счет бюджетных средств разных уровней и привлечения внебюджетных источников. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2022 – 2030 годов, могут быть уточнены при формировании проекта местного бюджета. Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджета муниципального образования на соответствующий год. Все суммы показаны в ценах соответствующего периода.
Мероприятия запланированные ПрограммойПрограмма включает первоочередные мероприятия по созданию и развитию социальной инфраструктуры, повышению надежности функционирования этих систем и обеспечению комфортных и безопасных условий для проживания людей в Смоляниновском городском поселении.
Ожидаемые результаты реализации ПрограммыДостижение нормативного уровня обеспеченности населения учреждениями образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.

 

Природно-ресурсный потенциал шкотовского городского поселения

Характеристика климата Шкотовского городского поселения приведена по метеорологической станции Штыково.

Климат Смоляниновского городского поселения умеренно-континентальный, имеет ярко выраженный муссонный характер. Лето теплое влажное, со значительным количеством осадков; зима ясная, холодная и более сухая.

Самый холодный месяц в году январь со среднемесячной температурой –15,4 -16,5°С. Абсолютный минимум равен -38°С. Переход среднесуточной температуры к положительным температурам происходит в начале апреля.

Весна наступает очень бурно. Нарастание температуры воздуха от марта к апрелю здесь достаточно велико (около 8°С).

Самый тёплый месяц – август, со среднемесячной температурой +20,3°С. Абсолютный максимум +37°С. Переход к среднесуточной температуре выше +10°С осуществляется в середине мая.

Осенью после дождливого лета устанавливается ясная сухая и тёплая погода, часто при полном безветрии с сухим и прозрачным воздухом. Периоды сухой солнечной погоды сравнительно тёплой днём и с заморозками ночью нередко продолжаются до двух недель и больше.

Режим увлажнения на территории Смоляниновского городского поселения носит муссонный характер и имеет резко выраженную сезонность. В течение всего года атмосферные осадки обуславливаются главным образом муссонной циркуляцией атмосферы, ее сезонными изменениями. Годовое количество осадков составляет 642мм. Летние осадки, в период с апреля по октябрь, составляют 86% годовой суммы осадков, с максимумом в июле, августе, сентябре.

Ветровой режим территории обусловлен также муссонной циркуляцией атмосферы. Следует отметить, что направление основного ветрового потока значительно изменяется под влиянием орографии местности. Ниже, на рисунке 1, приведены розы ветров по метеостанции Штыково. Зимой преобладающим является северо-западное (45%) и северное (26%) направление ветров, летом – юго-западное (45%).

Шкотовский муниципальный район

В течение года преобладают слабые и умеренные ветры. Среднегодовая скорость ветра составляет 2,8 м/сек. Увеличение скоростей ветра отмечается в январе, феврале, марте.

По строительно-климатическому районированию территория Смоляниновского городского поселения относится к зоне 1В. Расчётная температура самой холодной пятидневки –27°С. Продолжительность отопительного периода составляет 204 дня. Среднее число дней с температурой равной и выше +10°С составляет 140 дней, а сумма температур за этот период равна 2276°С.

Опасные явления погоды

К опасным явлениям погоды, наблюдающимся на территории Смоляниновского городского поселения, которые могут наносить значительный ущерб, относятся сильные снегопады и метели, сопровождающиеся сильными ветрами. Такие явления приводят к заносам на дорогах и ухудшению видимости.

Шквалистые ветры вызывают повреждения линий электропередач, валят деревья, срывают крыши с домов. Среднее число дней в году со штормовым ветром (15м/сек и более) – 10 дней.

Число дней с неблагоприятными метеорологическими условиями составляет:

- с сильным ветром (>15м/сек) – 4 дня в году;

- с метелью – в среднем 7 дней в году.

Влияние метеорологических условий на состояние атмосферы

На территории Смоляниновского городского поселения наблюдаются неблагоприятные климатические условия для рассеивания примесей в атмосферном воздухе.

Потенциал загрязнения атмосферы – высокий.

Степень загрязнения атмосферного воздуха в различные сезоны зависит от приземных инверсий. В переходные сезоны (весной и осенью) устанавливается устойчивый западный перенос воздуха. Поэтому весной и осенью (апрель – май, октябрь – ноябрь) повторяемость умеренных и сильных ветров значительно увеличивается, застойных процессов не происходит и, как следствие, не накапливаются загрязняющие вещества в воздухе.

Зимой особенно в декабре – январе преобладает антициклональный тип погоды со слабыми ветрами, инверсиями и, как следствие, туманами. Такие процессы препятствуют перемешиванию воздуха и способствуют накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.

Летом, несмотря на усиление атмосферной циркуляции, частое образование туманов и инверсий в приземном слое, длительные застойные процессы, приводящие к устойчивым периодам загрязнения приземного воздуха, происходят реже. Днем термическая конвекция создает турбулентность воздуха, что приводит к рассеиванию загрязняющих веществ в приземном слое. Очищению воздуха от загрязняющих веществ способствуют осадки большой интенсивности.

Административно-территориальное устройство

Смоляниновское городское поселение – муниципальное образование в составе Приморского края, которое имеет устав, муниципальную собственность, местный бюджет, выборные и иные органы самоуправления и входит в состав территории Шкотовского муниципального района. Смоляниновское городское поселение образовано Законом Приморского края от 07 декабря 2004 года N 192-КЗ «О Шкотовском муниципальном районе».

В соответствии с Уставом поселения, понятия «городское поселение», «муниципальное образование», «Смоляниновское городское поселение», и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении.

На перспективу внесение изменений в административно-территориальное деление городского поселения не предполагается.

Население и трудовые ресурсы

Численность населения – важнейший базисный социально-экономический показатель, являющийся основой для социально-экономической политики, планирования экономического роста, в значительной мере влияющий на устойчивость развития территории. Демографические процессы определяют характер воспроизводства населения, изменение его численности, состояние рынка труда.

Численность населения

Численность населения Смоляниновского городского поселения на 01.01.2021г. составила 6688 человека, что соответствует примерно 28 % от общей численности населения Шкотовского муниципального района.

Динамика численности населения Шкотовского городского поселения

 

Год20142015201620172018201920202021
Численность населения, чел.66936715677067586715671567156688

 

Из представленных выше данных отмечается стабилизация данного показателя численности населения.

В течение последних трёх лет в Смоляниноском городском поселении смертность превышала рождаемость, что привело к естественной убыли населения на начало 2021г.

Совокупность показателей рождаемости и смертности предопределяют, особенности темпа воспроизводства населения. Тем не менее, говорить о каких-либо закономерных причинах колебаний рождаемости и смертности населения сложно, так как, в силу небольшой численности населения, увеличение числа родившихся и умерших на несколько человек вызывает значительное изменение относительных показателей.

Механический прирост населения

Механическое движение населения, наряду с естественным, является одним из основных показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию, сложившуюся как в стране в целом, так и в каком-либо отдельно взятом населённом пункте. Также миграция является довольно важным фактором в случае активного развития экономики, так как миграционный приток позволяет в короткие сроки увеличить численность трудовых ресурсов.

Показатели механического движения населения предоставлены только за 2015 год и составляют:

- число прибывших – 218 чел;

- число выбывших – 161 чел;

- миграционный прирост – (-2) чел.

Следует также отметить, что естественный прирост населения во многом зависит от демографической структуры населения, которая, в свою очередь, характеризуется большой степенью инерционности и трудно поддаётся корректировке. Механический приток населения гораздо легче поддаётся изменению. Таким образом, на сегодняшний день, положительное сальдо миграции способствует увеличению численности населения городского поселения.

Выводы:

На перспективу уровень естественного прироста во многом будет зависеть от реализации целевых программ: федеральных, краевых и районных, а также мероприятий, которые должны быть осуществлены администрацией района и городского поселения для решения демографических проблем в развитие федеральных программ.

Рост рождаемости, увеличение миграционного притока населения, будут способствовать изменению возрастной структуры. По проекту ожидается небольшое увеличение доли населения младше трудоспособного возраста, увеличение показателей трудоспособного населения, уменьшение доли лиц пенсионного возраста.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одобренному Советом Федерации 24 сентября 2003 года, к вопросам местного значения городского поселения (статья 14.1) относятся:

На территории Смолниновского городского поселения расположен ряд объектов, относящихся к вопросам местного значения муниципального района, но без которых жизнедеятельность городского поселения невозможна. «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. №1683-р относит к минимально необходимым сферам общественного обслуживания 4 вида учреждений:

1. образования (образовательные учреждения, включая детские дошкольные);

2. здравоохранения;

3. культуры и искусства;

4. физической культуры и спорта.

Учреждения образования

Система образования городского поселения представлена двумя учреждениями дошкольного образования – МБДОУ №8 «Сказка» и МБДОУ №7 «Ягодка», одним учреждением общего образования – МБОУ СОШ №27.

Дошкольные образовательные учреждения

По данным на 01.01.2019 года, на территории Смоляниновского городского поселения функционируют два дошкольных образовательных учреждения (детские сады) по современным санитарным нормам ёмкость которого составляет

- МБДОУ №7 «Ягодка» – 140 мест (6 групп);

- МБДОУ №8 «Сказка» – 140 мест (6 групп)

Общеобразовательные школы

В соответствии с региональным нормативом, потребность в ДОУ в Смоляниновском городском поселении, составляет – 85 мест на 1000 жителей.

Расчётная потребность в ДОУ составит:

- на первую очередь – 578 места;

- на расчётный срок – 612 мест.

На сегодняшний день, администрацией поселения планируется реконструкция существующего здания по ул. Октябрьской и размещение в нём детского сада на 100 мест.

Учитывая расчётную потребность и нормируемый радиус обслуживания ДОУ, проектом предлагается к концу расчётного срока, строительство еще одного детского сада вместимостью 180 мест.

По данным на 01.01.2019 г. в поселении функционирует одна общеобразовательная школа, по современным санитарным нормам, численность учащихся в школе – 644 человек.

Для удовлетворения потребности населения в дополнительном внешкольном образовании, проектом предлагается, к расчётному сроку, строительство детской школы искусств, вместимостью – 75 мест.

Учреждения здравоохранения

К основным необходимым населению, нормируемым учреждениям здравоохранения относятся врачебные амбулатории (повседневный уровень) и больницы (периодический уровень). Кроме того, в структуре учреждений первого уровня обслуживания могут быть аптечные пункты и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), которые должны заменять врачебные амбулатории в тех районах, где их нет. На территории Смоляниновского городского поселения функционирует фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Узкие специалисты в ФАП отсутствуют, медицинского персонала не хватает, что для населения численностью 6688 чел. не приемлемо.

Так же на территории Смоляниновского городского поселения расположен медицинский пункт станции Смоляниново, Владивостокской отделенческой больницы ОАО РЖД обслуживает только сотрудников ОАО РЖД, врачебная амбулатория пгт. Смоляниново, осуществляет фактически 75 посещений в смену, вместо предполагаемых по проекту 40 посещений.

Учитывая предложения администрации по дальнейшему развитию здравоохранения на территории поселения, проектом предлагается строительство объекта здравоохранения, в котором планируется размещение и прием населения узких специалистов на территории Смоляниновского городского поселения

Объекты физической культуры и спорта

К нормируемым учреждениям физической культуры и спорта относятся стадион и спортзал, спортивные площадки, как правило, совмещённые со школьными (повседневное обслуживание), бассейн – периодическое обслуживание.

К нормируемым учреждениям физической культуры и спорта относятся стадион и спортзал, как правило, совмещённые со школьными (повседневное обслуживание), бассейн – периодическое обслуживание.

В Смоляниновском городском поселении расположены следующие спортивные сооружения:

- два спортивных зала общей площадью – 317,8 м2;

- два тренажёрных зала общей площадью 104,1 м2

- две баскетбольные площадки общей площадью 333 м2,

- два стадиона общей площадью 4000 м2,

- две хоккейные площадки общей площадью 2300 м2,

- футбольное поле общей площадью 7350 м2.

Расчёт ориентировочной потребности в учреждениях физической культуры и спорта на перспективу, произведён в соответствии с и представлен в таблице.

Расчёт нормативной потребности в учреждениях физической культуры и спорта

 

№ п\пНаименование нормативаЕдиницы измеренияНа 1000 чел. населенияРасчётная потребность
I очередьРасчёт-ный срок
123456
2Плоскостные спортивные сооружениям2 общ. площ.19501326014040
3Спортивные залы общего пользованиям2 площ. зала100680720
4Плавательные бассейным2 зеркала воды50340360

 

Необходимо отметить достаточно высокий уровень обеспеченности Смоляниновского городского поселения существующими объектами физической культуры и спорта. Кроме этого, Администрацией поселения планируется строительство нового спортивного зала и реконструкция существующего стадиона.

Таким образом, к концу расчётного срока, проектом предлагается строительство крытого бассейна и спортивной площадки.

Библиотечное обслуживание населения, организации досуга.

На территории Смоляниновского городского поселения функционирует одна библиотека:

-Поселенческая библиотека пгт. Смоляниново. Общий книжный фонд насчитывет 12279 экз.

По количеству экземпляров, региональный норматив в расчёте на 1000 жителей составляет 4 тыс. ед. хранения. В соответствии с данным нормативом требуется увеличение книжного фонда.

Объекты досуга представлены Районным домом культуры, ёмкостью 182 места. Ёмкость клубных учреждений в соответствии с нормативом, должна составлять 80 мест на тысячу жителей. Таким образом, существующая ёмкость не удовлетворяет потребность в клубных учреждениях.

Потребности в сфере досуга определяются возрастом, семейным положением, уровнем образования, исторически сложившимися национальными традициями и жизненным укладом. При реформировании в условиях ограниченности средств учреждения культуры и искусства целесообразно объединять в едином комплексе культурно-просветительских и физкультурно-оздоровительных учреждений (универсальный зал, клуб по интересам, массовая библиотека), в многофункциональном центре искусств и эстетического воспитания (клубы), в многофункциональном центре или универсальном зале (кинотеатр, видеозал, зал аттракционов и игровых автоматов, музейно – выставочный зал). Также их размещение возможно во встроенно-пристроенных помещениях.

Для удовлетворения нормативной потребности населения в объектах культуры и искусства, проектом предлагается к концу расчётного срока, строительство в Смоляниновском городском поселении культурно-досугового центра, ёмкостью 400 мест, с размещением в нём помещений для проведения дополнительных внешкольных занятий (кружков).

Административные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Наиболее массовым из этих видов обслуживания являются торговля, общественное питание, бытовое и большая часть коммунального обслуживания. Государственные нормативы для этих видов обслуживания не предусматриваются. Развитие данных отраслей происходит, и будет происходить по принципу сбалансирования спроса и предложения. При этом спрос на те, или иные виды услуг будет завесить от уровня жизни населения.

Государственные и муниципальные власти должны в некоторых случаях не допускать развития монополизма и регулировать монопольные цены, а также создавать условия для развития услуг необходимых населению. Основные цели создания полноценной комплексной системы обслуживания Смоляниновского городского поселения – повышение качества и улучшение условий жизни местного населения, повышение инвестиционной привлекательности поселения путём развития системы предоставления услуг и сервиса в нём.

Ниже приводятся расчёты рассматриваемых предприятий и учреждений на основе региональных нормативов.

Применение каких-либо нормативов в данной сфере обслуживания населения, в настоящих рыночных условиях достаточно условно. Практически вся сеть предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания является частной и кооперативной, поэтому ее развитие полностью определяется рыночными законами, и связана со спросом населения и рентабельностью функционирования учреждений.

Вместе с тем, местные органы власти могут создавать определенные условия, влияющие на направленность в деятельности этих предприятий для более полного удовлетворения потребностей населения. Например, за счёт предоставления льгот по арендной плате за помещения и землю.

По территориальному принципу, учреждения и предприятия обслуживания следует размещать из расчёта обеспечения жителей поселения услугами первой необходимости, в пределах радиуса доступности – 800 м.

Ниже, в таблице приведён расчёт потребности в предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Расчёт потребности в предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания

 

№ п/пУчреждения, предприятия, сооруженияЕдиница измеренияНорматив: обеспеченность на 1000 чел.Общая потребность
Первая очередьРасчётный срок.
123456
2Магазиным2 торг. площ.30020402160
3Предприятия обществ. питаниямест40272288
4Предприятия бытового обслуживанияраб. мест21314

 

В 2019 г. на территории Смоляниновского городского поселения по данным, предоставленным администрацией городского поселения, суммарная торговая площадь всех магазинов составила – 5548,4 м2. Таким образом, в настоящее время обеспеченность населения городского поселения магазинами розничной торговли ниже норматива.

Перспективные направления организации системы торгово-бытового обслуживания требуют расширения типов обслуживающих предприятий от стационарных до передвижных и сезонно функционирующих, в том числе с возможностью сочетания основных и сопутствующих функций – торгово-бытовых и рекламно-выставочных, представительских и других.

К концу расчётного срока проектом предлагается строительство нового здания администрации, торгово-бытового центра и предприятий бытового обслуживания.

Жилищный фонд и жилищное строительство

Общая площадь жилищного фонда Смоляниновского городского поселения по данным на 01.01.2012 г. составила – 143,6 тыс. м2, что соответствует порядка 28 % от общего жилищного фонда Шкотовского района.

На территории поселения расположено 1044 домовладения. Распределение жилищного фонда по формам собственности выглядит следующим образом: муниципальная – 18,4 тыс. м2, частная – 124,7 тыс. м2. Средняя жилищная обеспеченность – 19,7 м2 общей площади на одного человека, средняя плотность населения – 25 чел./га.

Территории, занимаемые жилой застройкой и показанные на опорном плане, составляют ориентировочно 270 га.

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе с износом более 65 % составил в 2020 г. – 0,3 тыс. м2 или порядка 0,2 % от всего жилищного фонда.

За период 2013-2018 гг. в рамках программы Переселение граждан Смоляниновского городского поселения из аварийного жилищного фонда были построены 3 многоквартирных дома на территории Смоляниновского городского поселения.

Жилищный фонд Смоляниновского городского поселения оборудован канализацией на 93,3 %, водопроводом – 103,3 %, центральным отоплением – 89,7 %.

На данный момент 36 человек стоит на очереди по улучшению жилищных условий.

Жилищное строительство на расчётный срок

Одной из основных проблем Приморского края, является ежегодный отток трудоспособного населения, в том числе и из-за нерешённости жилищных проблем.

Жилищная проблема в Приморском крае является одной из наиболее актуальных социальных проблем и имеет две стороны:

- недостаточные объёмы жилищного строительства;

- низкая покупательская способность населения.

Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Приморского края неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения.

Отсутствие реальных возможностей у населения обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания снижает демографическую активность населения, обостряет социальную напряжённость в обществе, что в итоге приводит к замедлению экономического развития.

Таким образом, основой государственной политики в этом вопросе должна стать ориентированность на создание условий, позволяющих удовлетворять потребность в жилье экономически активную часть населения, а также оказание эффективных мер государственной поддержки категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить жилищную проблему самостоятельно.

Основными вопросами, сдерживающими развитие жилищного строительства на сегодняшний день, остаются:

- вопросы территориального планирования и обеспечения края и муниципальных образований градостроительной документацией;

- недостаток площадок под комплексное жилищное строительство с одной стороны, а с другой – неэффективное использование земель, как со стороны собственников, так и со стороны муниципалитетов и государства;

- излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры, и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров для реализации строительного бизнеса;

- вопросы обеспечения жилищной застройки объектами инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры. Необходимо развитие новых механизмов привлечения средств частных застройщиков в создание инженерной инфраструктуры;

- ресурсные ограничения строительного комплекса; развитие строительного комплекса ограничивается: изношенностью производственных мощностей (50-70 %), низкой конкурентоспособностью ряда отечественных строительных материалов, недостаточным уровнем внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов, дефицитом квалифицированных кадров на всех уровнях;

- низкий уровень ввода жилья в эксплуатацию за счёт бюджетных средств не позволяет обеспечивать жилыми помещениями малоимущих граждан в соответствии с действующим законодательством;

- нестабильная экономическая ситуация и кредитная политика, при которых уровень доходов населения, не позволяет большинству граждан решить жилищную проблему с помощью своих и заёмных средств, в том числе воспользоваться ипотечными кредитами.

Подобные жилищные проблемы характерны как для Шкотовского района в целом, так и для Смоляниновского городского поселения.

Для решения указанных проблем и в целях стабилизации ситуации на рынке жилищного строительства необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры и создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путём строительства жилья эконом-класса (строительство малоэтажных жилых домов и многоквартирных домов, отвечающих стандартам и требованиям жилья эконом-класса, устанавливаемых Министерством регионального развития Российской Федерации), обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.

Необходимость использования программно-целевого метода для реализации подпрограммы обусловлена тем, что проблемы в сфере жилищного строительства не решаются в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов, а также связаны с необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы и формирования условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.

Одним из способов решения вышеизложенных проблем, стало распоряжение губернатора Приморского края о предоставлении земельных участков, размером по 15 соток, под индивидуальное жилищное строительство молодым семьям, в возрасте до 35 лет, имеющих более двух детей. Данный проект находится в стадии разработки.

В настоящем разделе ориентировочно приведены расчёты необходимого нового жилищного строительства на территории Смоляниновского городского поселения, с учётом прогноза численности населения и улучшения условий его проживания.

Объёмы перспективного жилищного строительства просчитаны с учётом двух важных факторов: оптимального использования площадки, отводимой под развитие населённого пункта, и необходимостью обеспечения каждой семьи отдельной квартирой либо отдельным домом с приусадебным участком. Площадки под новое строительство были выбраны по результатам анализа территории с учётом и оценкой всех необходимых факторов.

Жилищная обеспеченность на расчётный срок принята в размере 30 м2/чел, на первую очередь строительства – 25 м2/чел. Убыль ветхого фонда в течение проектного периода ориентировочно составит 0,3 тыс. м2, в том числе на первую очередь 0,3 тыс. м2.

Новое жилищное строительство предусматривается индивидуальной, малоэтажной и многоквартирной застройкой. Объём нового жилищного строительства в течение расчётного срока определён в размере – 1 тыс. м², на первую очередь – 0,3 тыс. м².

Ниже в таблице, приводится подробный расчёт объёмов нового жилищного строительства и требуемых для них территорий по срокам проектирования.

 

ПоказателиЕдиница измеренияРасчетный срокВ т. ч. I-я очередь
12345
2Проектная численность населения, всеготыс. чел.72006800
3Средняя жилищная обеспеченность общ. пл, на конец периода, всегом2/чел3025
4Требуемый жилищный фонд, всего общ. пл.тыс. м2216170
5Существующий жилищный фонд, всего общ. пл. в том числе: – индивидуальный с участками – малоэтажный, многоквартирный – многоэтажный, 5-6 этажейтыс. м2 тыс. м2 тыс. м2 тыс. м2143,6 49 20,7 73,9143,6 49 20,7 73,9
6Убыль жилищного фонда, всего общ. пл, в том числе: – малоэтажный, многоквартирныйтыс. м2 тыс. м24,3 4,31,2 1,2
7Существующий сохраняемый жилищный фонд на конец периода, всего общ. пл. в том числе: – индивидуальный с участками – малоэтажный, многоквартирный – многоэтажный, 5-6 этажейтыс. м2 тыс. м2 тыс. м2 тыс. м2143,3 49 16,4 77,9143,3 49 16,4 77,9
8Объем нового жилищного строительства, всего общ. пл. – индивидуальный с участками – малоэтажный, многоквартирный – многоэтажный, 5-6 этажейтыс. м2/% тыс. м2/% тыс. м2/% тыс. м2/%89,1/100 71,1/80 9/10 9/1040/100 36/90 4/10 -
9Территории для размещения нового строительства: – индивидуальный с участками, при средней плотности застройки 800 м2/га; – малоэтажный, многоквартирный, при средней плотности застройки 1200 м2/га; – многоэтажный, 5-6 этажей, при средней плотности застройки 6000 м2/гага га га89 8 245 3 -
10Всего территории для размещения нового строительствага9948
11Всего жилищный фонд на конец периода общей пл. в том числе: – индивидуальный с участками – малоэтажный, многоквартирный – многоэтажный, 5-6 этажейтыс. м2 тыс. м2 тыс. м2 тыс. м2216 120,1 25,4 70,5170 85 21,5 63,5

 

Проектом предусматривается жилищное строительство, как на свободных территориях, так и в сложившейся застройке – за счёт модернизации существующего фонда и застройки высвобождающихся участков под ветхим фондом.

В целом жилые территории Смоляниновского городского поселения к концу расчётного срока возрастут до 364 га.

Подробные данные о движении жилищного фонда в течение расчётного срока проекта и на период I-ой очереди строительства представлены ниже, в таблице:

Всего для нового строительства в течение расчётного срока потребуется 99 га территорий, при средней плотности застройки 900 м2/га.

Весь жилищный фонд Смоляниновского городского поселения с учётом убыли и нового строительства будет составлять:

- на расчётный срок проекта – 216 тыс. м2 общей площади;

- на I очередь строительства – 170 тыс. м2 общей площади.

Планируемые для размещения объекты местного значения муниципального образования

Социальная инфраструктура

 

№ п/пназначениенаименование объектаХарактерис тикафункциональная зона
Первая очередь
2Обеспечение жителей поселения учреждениями здравоохраненияСтроительство или реконструкция больничного комплекса2,7 газона общественно-делового и социального назначения
3Создание условий для массового спортивного развития жителей поселенияСтроительство спортивного стадиона3 газона общественно-делового и социального назначения
Расчётный срок
2Организация досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры и искусстваСтроительство культурно-досугового центра3,5 газона общественно-делового и социального назначения
3Обеспечение жителей поселения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживанияСтроительство предприятий бытового обслуживания2 газона общественно-делового и социального назначения

 

Оценка эффективности инвестиционных проектов по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры

Оценка результативности и эффективности программы осуществляется по следующим направлениям:

- оценка степени достижения запланированных результатов, выраженных целевыми контрольными показателями по стратегическому направлению (для этого фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями);

- оценка степени выполнения запланированных мероприятий в установленные сроки (выявления степени исполнения плана по реализации программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий плана с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми);

- оценка степени достижения целевых индикаторов и контрольных показателей по каждому из приоритетных направлений развития в корреспонденции с объёмом фактически произведенных затрат на реализацию мероприятий (для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями);

- оценка эффективности предоставления государственной и муниципальной поддержки с точки зрения реализации государственной политики и достижения поставленных целей.

При оценке результативности используются контрольные целевые показатели, обеспечивающие измеримость поставленных целей и задач, при их выборе учитывается взаимосвязь поставленных стратегических целей и задач с целями и задачами, количественными целевыми показателями по каждому приоритетному направлению социально-экономического развития.

Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры

Основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры, являются:

- внесение изменений в Генеральный план – при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий Программы, при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории, при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии городского округа, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий;

- применение экономических мер, стимулирующих инвестиции в объекты социальной инфраструктуры; – координация мероприятий и проектов строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры между органами государственной власти (по уровню вертикальной интеграции) и бизнеса;

- координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций в решении задач реализации мероприятий (инвестиционных проектов);

- запуск системы статистического наблюдения и мониторинга необходимой обеспеченности учреждениями социальной инфраструктуры городского округа в соответствии с утверждёнными и обновляющимися нормативами;

- разработка стандартов и регламентов эксплуатации и (или) использования объектов социальной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла объектов.

При необходимости финансового обеспечения реализации мероприятий, установленных Программой комплексного развития социальной инфраструктуры, необходимо принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок их финансирования.

Требуется принятие муниципальных программ, либо внесение изменений в существующие муниципальные программы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения. Данные программы должны обеспечивать сбалансированное перспективное развитие социальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения, установленными программой комплексного развития социальной инфраструктуры.

Целевые индикаторы программы

 

№ п/пПоказателиЕдиница измеренияСовременное состояниеРасчётный срок
12345
1Население   
1.1Общая численность постоянного населения муниципального образованиячел.66887200
1.2Возрастная структура населения:   
 - население младше трудоспособного возрастачел./%2216/33,12383/33,1
 - население в трудоспособном возрасте- -2500/37,42693/37,4
 - население старше трудоспособного возраста- -1972/29,52124/29,5
2Жилищный фонд   
2.1Жилищный фонд – всеготыс. м2 общей площади143,6159
2.2Из общего жилищного фонда:   
 - индивидуальный с участками» 73,8110
 - малоэтажный, многоквартирный» 17,539
 - ведомственный» 1010
2.3Ветхий и аварийный жилищный фонд, в том числе с износом более 65%» 0,30
2.4Убыль жилищного фонда всеготыс. м2 общей площади0,20,2
2.5Из общего объёма убыли жилищного фонда   
 убыль по:   
 - техническому состоянию» 0,20,2
3.6Существующий сохраняемый жилищный фондтыс. м2. общей площади 143,3
2.7Новое жилищное строительство – всего   
2.8Структура нового жилищного строительства по этажности:   
 - индивидуальный с участками» 38,5 
 - малоэтажный, многоквартирный» 105,1 
2.9Средняя обеспеченность населения общей площадью квартирм2 / чел.2030
3Объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения   
3.1Детские дошкольные учреждениямест280300
3.2Общеобразовательные школы» 644660