Подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Смоляниновского городского поселения»

Версия для печати

Приложение №1
к муниципальной программе
Смоляниновского городского поселения
«Экономическое развитие и инновационная экономика
Смоляниновского городского поселения» на 2018 – 2022 годы,
утвержденной постановлением
Администрации Смоляниновского
городского поселения
от «20» ноября 2017 года №77

 

 

Подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Смоляниновского городского поселения»

Паспорт

Наименование подпрограммыПодпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Смоляниновского городского поселения»
Ответственный исполнительАдминистрация Смоляниновского городского поселения
Цели подпрограммыОбеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории поселения
ЗадачиРеализация политики администрации Смоляниновского городского поселения, направленной на стабильное развитие малого и среднего предпринимательства Смоляниновского городского поселения, повышение его социально-экономической эффективности, обеспечивающей:
- увеличение ежегодного прироста числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение численности занятых в малом предпринимательстве;
- повышение доли малых предприятий в валовом объеме произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в Смоляниновском городском поселении.
Сроки реализации2018-2022 годы
Перечень основных мероприятий программы- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства;
- предоставление льгот субъектам малого и среднего предпринимательства по арендной плате за муниципальное имущество;
- предоставление льгот по уплате земельного налога (на основании муниципальных правовых актов поселения);
- совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого и среднего предпринимательства;
- сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- оказание информационной и методической помощи предпринимателям;
- административно-организационная поддержка малого и среднего предпринимательства в Смоляниновском городском поселении.
Объемы и источники финансирования программыОбъем финансирования Программы устанавливается ежегодно решением муниципального комитета Смоляниновского городского поселения на очередной финансовый год.
2018 год – 50,0 тыс. рублей;
2019 год – 50,0 тыс. рублей;
2020 год – 50,0 тыс. рублей;
2021 год – 50,0 тыс. рублей;
2022 год – 50,0 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации программыРеализация мероприятий Программы должна обеспечить оживление деловой активности путем:
- увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создания новых рабочих мест и сохранение существующих рабочих мест;
- увеличения доли малых предприятий в валовом объеме выпуска товаров, производства работ и оказания услуг;
- оптимизации отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства, увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере производства;
- увеличения капитализации субъектов малого и среднего предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности Смоляниновского городского поселения;
- насыщения товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;
- обеспечения благоприятного климата для предпринимательской деятельности, активного включения предпринимательских структур в решение социально-экономических проблем Смоляниновского городского поселения.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В настоящее время малое и среднее предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие поселения по следующим направлениям: насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения, увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается администрацией Смоляниновского городского поселения как одна из приоритетных стратегических задач.

Анализ проблем и потребностей предпринимателей поселения, обозначенных на неоднократных встречах главы администрации поселения с предпринимателями поселения, определил необходимость выстраивания системы поддержки малого и среднего предпринимательства поселения более эффективным образом.

Активизация действий администрации поселения в части поддержки малого и среднего предпринимательства является в настоящее время весьма актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие малого бизнеса.

Институциональная среда развития малого и среднего предпринимательства в поселении:

Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды. Важным показателем развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий (в расчете на 100 тысяч человек населения). Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого и среднего предпринимательства свидетельствует, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса поселения.

Основные проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в поселении, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом: отсутствие стабильной нормативной правовой базы, нехватка собственных оборотных средств и ограниченный доступ к кредитным ресурсам, высокая стоимость финансово-кредитных ресурсов, административные барьеры и усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний, сложность в подборе необходимых кадров.

Для стабилизации положения и дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства на территории Смоляниновского городского поселения, прежде всего, необходимо продолжить совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого и среднего предпринимательства.

Одной из проблем является отсутствие достоверной информации о состоянии малого бизнеса поселения: значительные расхождения в отчетностях налоговой и статистической служб о динамике развития малого бизнеса не позволяют оценить реальный потенциал малого бизнеса на территории поселения. Сбор статистической отчетности, связанной с деятельностью малых предприятий, осуществляется в режиме выборочных квартальных обследований, а по индивидуальным предпринимателям – практически не ведется. Отсутствие достоверных статистических показателей субъектов малого и среднего предпринимательства, как в части результатов хозяйственной деятельности, так и по состоянию расчетов с бюджетом, негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.

Особенностью положения субъектов малого и среднего предпринимательства в поселении и в целом по Шкотовскому муниципальному району является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений и, в частности, распространенная практика навязывания малым предприятиям государственными и контролирующими органами услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов.

Помимо административных барьеров развитие малого и среднего предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам – один из таких барьеров.

Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого и среднего предпринимательства: высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, высокая стоимость кредитов для малых предприятий.

Одной из проблем является также доступ к недвижимому имуществу. Учитывая это, ряд мероприятий Подпрограммы направлен на то, чтобы процесс приватизации муниципального имущества был прозрачен и доступен для предпринимателей.

В условиях рыночной экономики значительно обострились проблемы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательства. Задача администрации Смоляниновского поселения состоит не только в том, чтобы создать максимальное количество налогоплательщиков, а и в преодолении негативных тенденций. Дело в том, что малый бизнес сузил свою образовательную деятельность, «зациклился» на поддержке уже существующих малых предприятий, будучи мотивирован получением разного рода преференций. Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов создают трудности молодежи для правильного выбора и включения их в цивилизованный мир рыночных отношений. Возникает противоречие: бизнесу нужны специалисты-практики, а из вузов выходят специалисты-теоретики с небольшим практическим опытом. Обучение бизнесу должно вестись со старших классов средней школы. Сегодня в школах об
учают основам экономики, но не дают основ предпринимательства.

Таким образом, одной из задач администрации поселения на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства. Одновременно поддерживая молодежное предпринимательство, администрация поселения может помочь в решении серьезной проблемы для Дальневосточного региона – отток, особенно молодежи, в западные регионы России.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ

Целью Подпрограммы является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Смоляниновском городском поселении.

Задачи Подпрограммы заключаются в реализации политики администрации поселения, направленной на обеспечение дальнейшего стабильного развития малого и среднего предпринимательства, повышение социально-экономической эффективности его деятельности. Конкретным итогом поставленных задач должно стать: увеличение ежегодного прироста числа субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение занятых в малом и среднем предпринимательстве, повышение доли малых предприятий в валовом объеме выпущенных товаров, произведенных работ и оказанных услуг по поселению.

Для решения поставленных Подпрограммой задач с учетом сложившейся динамики экономического развития поселения и намеченных положительных тенденций сформированы мероприятия Подпрограммы.

3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется за счет средств местного бюджета. Объём финансирования мероприятий, предусмотренных Подпрограммой на 2018-2022 годы, составляет 250,00 тыс. рублей, по годам реализации Подпрограммы расходы распределены в соответствии с
таблицей №1.

таблица №1

2018 год тыс. руб.2019 год тыс. руб.2020 год тыс. руб.2021 год тыс. руб.2022 год тыс. руб.
50,050,050,050,050,0

 

Объёмы расходов на реализацию перечня мероприятий подпрограммы, уточняются ежегодно при формировании проекта бюджета Смоляниновского городского поселения на соответствующий финансовый год и плановый период, а также с учетом анализа полученных результатов и с учетом возможностей местного бюджета.

В случае выделения дополнительных объемов ресурсов на реализацию подпрограммы ответственным исполнителем производится оценка степени их влияния на показатели (индикаторы) подпрограммы, сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ее мероприятий.

4. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Подпрограмма реализуется в период 2018-2022 годов в один этап. Промежуточные показатели реализации подпрограммы определяются в ходе ежегодного мониторинга реализации подпрограммы и служат основой для принятия решения о ее корректировке.

5. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Организационная поддержка и нормативно-правовое обеспечение малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения.

Эффективная поддержка малого и среднего предпринимательства требует оказания организационной помощи и постоянного совершенствования нормативно-правовой базы. Организационная поддержка, предусмотренная настоящей Программой, предполагает своевременное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о действиях органов местного самоуправления городского поселения по вопросам, затрагивающим их интересы, а также оказание организационного содействия в оформлении необходимых документов при осуществлении предпринимательской деятельности.

2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в форме передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе или на льготных условиях.

Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

3. Совершенствование информационно-консультационного и кадрового обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства является одной из насущных мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными мероприятиями в данном направлении является работа по подготовке квалифицированных кадров, которая осуществляется КГКУ «Центр занятости населения города Большой Камень» в форме консультаций, подготовки и переподготовки безработных граждан по наиболее востребованным специальностям в поселении. Также предполагается обеспечение самозанятости населения, путем оказания поддержки начинающим предпринимателям, а также путем консультационной поддержки действующих предпринимателей.

Одной из задач является создание положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности. Для ее решения в средствах массовой информации будут публиковаться статьи по проблемам и достижениям в малом предпринимательстве.

4. Развитие делового партнерства, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в повышение качества и продвижении товаров, работ и услуг.

Для обеспечения оптимальных темпов экономического роста необходимо повышение конкурентоспособности товаров и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для продвижения продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на районный рынок будет оказано содействие в организации ярмарочной деятельности.

6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Подпрограммы позволит:

1. Увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Увеличить численность работников, занятых на постоянной основе в малом и среднем предпринимательстве.

3. Увеличить вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом объеме продукции (работ, услуг), произведенном в поселении.

4. Оптимизировать отраслевую структуру малого и среднего предпринимательства, увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере производства.

5. Увеличить капитализацию субъектов малого и среднего предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности поселения.

6. Обеспечить товарный рынок поселения конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства.

7. Обеспечить благоприятный климат для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития поселения.